3/13/2016

Первый год, он трудный самый....

Через неделю в школах заканчивается учебный год.
Последние родительские собрания, прощание с учителями...Со следующего года детей всех перемешают, создадут новые классы с новыми учителями.
 
 
Нам очень повезло в этом году с учителем. Дети, пришедшие из детских садов, через 2 недели уже сами добирались до школы и обратно на метро, сами собирали свои портфели. Все домашние задания дети делают в школе, учитель всю работу берет на себя, домой учебники не приносят, только домашнее сочинение и пару листочков с упражнениями по языку и математике.
Учитель никогда не повышает голос, не делает замечаний типа: "Петров, перестань крутиться, Иванова, не болтай на уроке..." Такие замечания дети делают сами друг другу, учитель лишь наблюдает.
Сегодня была свидетелем того, как дети заканчивали день: дежурный стоит перед классом, все дети встают, одевают ранцы, застегивают куртки и пока последний ребенок не закончит - все стоят и терпеливо ждут, учитель тоже стоит рядом и молчит. Дежурный, проверив, что все готовы к выходу, говорит "До свидания!", все отвечают "До свидания!" и дети по очереди тихонько выходят из класса. И как же мне повезлоооо! Дежурным был Максим))))
Сейчас, нашу школу перестраивают, ей уже более 75 лет. Строят новые просторные классы.
Библиотека - вот эта вся стена - новый читальный зал. Стулья и столы стоят у окна, светло и просторно.
наши первоклашки на уроках музыки играют на японском инструменте - кото!
 
 
Вспоминаю свои уроки, мы пели под баян или аккордеон. Учили слова песни и пели.
Здесь дети обязательно учат ноты и играют на инструментах. Дочь, во 2м классе, играет на мини-органе, а с 3го начинают учится играть на дудочках.
 
Мамы на родительском собрании: выделяться не принято, все в темном дресс коде. На стене висят фотографии, которые делает учитель в процессе обучения. Я не видела своего ребенка на уроках в бассейне, а по фото теперь знаю, как ему было весело))))


 Аллея от метро в школу занимает ровно 1000 метров.
Туда и обратно сходить в школу - почти 3 км пешком ежедневно + метро.
Кстати, перед вами зимняя форма - гольфы - так ходят дети всю зиму, даже при 0 С.

Эта дорога никогда не кажется долгой и скучной. Через пару недель вся аллея зацветет сакурой, осенью, она осыпала золотой листвой, а зимой увешана рождественскими гирляндами.
Кроме того, вдоль аллее выставляются поделки, рисунки детей и студентов из соседнего  Вуза.
 
 
 Любимый друг, встречающий каждое утро - старинный японский почтовый ящик.

 
За 1й учебный год дети выучили 2 японские азбуки и 80 иероглифов, математика сразу в столбик. Пишут каждый день домашнее сочинение на вольную тему. Сочинения публикуются в школьных письмах, которые каждый день дети приносят домой. То есть мы можем посмотреть кто и как пишет, какой словарный запас, выражение мыслей и т.д.
Дети также научились создавать свою газету, выращивать глории, делать попкорн... Ну, и стоит ли говорить, что все, что неизвестно ребенку, он сам ищет в Гугле, на Ютюбе, компьютером владеет на ура.
 
***
 На родительском собрании у дочери в школе мы делали деревянную коробочку.
Очень давно хотела попробовать "декупаж", такие собрания мне нравятся...
На стеклянную крышку мамы подготовили фотографию класса, получилась - памятная шкатулка.
Опять же, все мамы в синем...
 
 Силами мам был подготовлен ланч.



 
 Обедали вместе с детьми, расстелив огромное покрывало прямо на полу в классе

 

После обеда началось собрание, педагоги один за другим рассказывали чего добились дети за год, и над чем следует еще поработать. Имена и фамилии никогда не называются, вы не узнаете, говорят про вашего ребенка или нет. Но, перед классом вывешиваются работы детей, и вы сами можете определить стоит вам еще позаниматься или все идет нормально...
Детям дали задание "взять интервью у родителей и написать о том, каким ты был, когда родился: вес, рост, значение имени, какие были трудности и чем удивляли родителей".
Работу Полины узнала сразу))))))))))

 
Что сказать, сын заканчивает 1й класс, а дочь 2й.
За 2й класс дети запоминает еще 160 иероглифов (итого уже 240), умножение.
С 3го класса начинается деление и английский язык. Начинать изучение иностранного языка с 1го класса не принято. Необходимым считается запомнить сначала язык своей страны, который совсем не относится к легким языками. По окончании начальной школы (6 классов) дети запоминают 1006 иероглифов!

Система образования в японских школах на высоком уровне. Каждого ребенка видят как индивидуум, учат выражать свои мысли и слушать друзей. И в то же время - человек - это член общества. Класс (40 человек), поделен на 8 групп, и каждая группа должна уметь принимать решение вместе, выбрав своего лидера, быстро, четко, никого не обидев, осознавая, что не приняв решение - проиграешь соседней группе. Эти группы периодически перемешивают путем жребия, чтобы уметь наладить отношения с человеком любого характера.
Учителем в этом участия не принимает, только дает задания и темы. Дети отчитываются перед классом и сами определяют какая группа сильнее, интереснее, быстрее и т.д.

Во 2м классе учитель физкультуры создал план прыжков на скакалке, от простых к сложным, по этапам. Сдал - получаешь штамп и идешь на уровень выше. Но, пока вся группа не получит штампы на одном уровне- дальше двигаться нельзя.
90 секунд прыжков вперед-назад - самый высший этап.
И, как правило, находится 1-2 человека, которым трудно, никак не могут дойти до финальной точки. И, вот в этом вся "фишка", дети начинают помогать отстающему, учить его, тренироваться с ним и как итог - последний недостающий штамп, и победа группы.
Знаете, мне очень импонирует такой подход. Ты чувствуешь себя нужным человеком, что ты не один, и можешь сделать что-то для другого; забота о ближнем лишает эгоистичности.
Потом, было задание стоять на руках у стенки. Полина боялась ужасно, силы в руках нет совсем.., и что вы думаете, благодаря поддержке класса, тренировке вместе, она за неделю встала на руки!
Ну, и  индивидуальный рейтинг никто не отменял, 10 раз в год проводят индивидуальные тесты по языку и математике, устраивают олимпиаду.

Теперь, с нетерпением буду ждать следующего года и наблюдать, что интересного будет происходить в системе образования.

 Подарок для мамы - в первый раз вижу такое оригами - сделала Полина

4 комментария:

  1. Юль, привет. Все время запоем читаю твои рассказы про твою семью. Про школу - очень интересно сравнивать)))Можно личный вопрос))) Я так понимаю, что японский для тебя - второй родной язык))) А как ты сама, приехав в незнакомую страну, его учила до уровня "все понимать, читать и разговаривать"? Прости, если лезу не туда))) Но очень интересно))) Как вообще ты адаптировалась в Японии, как это происходило?

    ОтветитьУдалить
  2. Юля, спасибо за очерки о Японии. Всегда читаю с удовольствием. И именно таким образом узнаю о стране.Рассказы соотечественника - наилучшая форма познакомиться со страной.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуй Юля!! Нашла пару минуток и заглянула к тебе в гости. Какой интересный день "открытых дверей"!!! У вас особенная школа? В нашей все детки в простой одежде и английский начнется только с 5 класса. Наш сын переходит в 4 -ый класс. Хороших каникул!! Какие планы ?

    ОтветитьУдалить
  4. Юля, а в каком возрасте дети идут в 1-й класс? Так интересно читать про твоих детей. Сравнивать не буду - начальная школа в Германии оставляет желать лучшего. Наверно, напишу как-нибудь сама об этом.

    ОтветитьУдалить